Конспект урока.

Спиридоновой Евгении Анатольевны, учителя географии МБОУ Гимназия, г. Выборг

 

Предмет: география

Класс: 8

Тема урока: «Географические открытия в России XVIIIXX вв.»

Цели урока:

Обучающие: ознакомление учащихся с географическими открытиями на территории России в XVIIIXX вв.

Развивающие: развитие умений анализировать полученную информацию и заносить ее в таблицу, развитие географического мышления.

Воспитательные: воспитание умения слушать докладчика, воспитание патриотических чувств через примеры исследовательских подвигов русских путешественников.

Задачи: 1.Ознакомить с маршрутами путешествий и основными открытиями, сделанными на территории России в XVIIIXX вв.

2.    Оценить вклад исследователей в освоении нашей страны.

3.    Заполнить предложенную таблицу.

4.    Способствовать работе учащихся с дополнительными источниками литературы.

5.    Воспитание чувства гордости за подвиги и открытия русских людей.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: словесно - наглядный.

Планируемые образовательные результаты:

предметные

1.    Знания о географических открытиях, которые были сделаны в России XVIII-XX веках и исследователях.

2.    Применение географических терминов.

метапредметные – умение работать с текстом, выделять в нем главное.

личностные – проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Материально-техническая база: проектор, презентация, УМК, рабочие тетради, портреты исследователей, физическая карта России.

Этап урока

Время

Организационный момент

2 минуты

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

5 минут

Изучение нового учебного материала.

30 минут

Рефлексия учебной деятельности на уроке

6 минут

Задание на дом

2 минуты

 


 

Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент.

Цель для педагога:

создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

 

Цель для обучающихся: подготовить к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

 

Задачи

-создание положительных эмоций на работу;

- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

 

Метод обучения:

словесный (беседа)

 

Метод организации работы: фронтальный

 

Обучающиеся включены на данном этапе в определение целей урока: продолжить знакомство с открытиями в XVIII XX вв.

Основной метод организации работы обучающихся на данном этапе – словесный (беседы, ответы на вопросы), который соответствует целям организационного этапа урока.

I. Организационная часть

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

 

 

 

 

На территории России огромное количество различных географических объектов, которые носят имена славных русских первопроходцев. Эти отважные путешественники и исследователи уже занесены в историю государства Российского. С некоторыми из них мы познакомились на предыдущем уроке.

Давайте вспомним о них и сегодня!

 

 

 

 

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

 Цели данного этапа для обучающихся – актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по теме «Географические открытия в России XIIXVII вв.».

Цель для педагога – побудить обучающихся к активности на уроке.

Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:

- словесный, фронтальный (беседа, вопросы педагога и ответы детей).

Методы мотивирования обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся).

 

Обучающиеся должны вспомнить основные территории, открытые в России XIIXVII вв. и фамилии исследователей, а также сделать вывод о том, что все исследования проходили с продвижением на север и северо-восток.

Для этого на данном этапе урока используется:

- устная работа (опрос) по ранее изученному материалу.

 

На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель – самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос. В случае затруднений при формулировании ответов, помочь обучающимся наводящими вопросами. Правильные ответы поощряются словесно, жестами, мимикой.

Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность. Используются фронтальные формы работы: словесные – беседа, дискуссия.

На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей, развитию творческих способностей, а так же умению выражать правильно свои мысли.

 

II.    Повторение изученного материала.

 

1)   Давайте вспомним, кто были основные исследователи территории России в XI – XVII ?

Предполагаемый ответ: в основном территорию России в XI – XVII вв. изучали коренные жители – поморы, казаки, новгородцы. Особо можно отметить таких исследователей как: Иван Москвитин, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Атласов.

o     

o    2) Какие территории в основном изучались?

Предполагаемый ответ: северная часть Русской равнины, Северо-Восточные окраины страны, Крайний Север.

o     

o    3) В какую сторону двигались?

Предполагаемый ответ: на север и частично северо-восток.

o     

4) О каких новых территориях и землях уже было известно в ХVII?

 Предполагаемый ответ: К концу XVII в. Были открыты восточная оконечность Евразии, Камчатка, Амур. По великим рекам построены крепости-остроги. В Сибири появились города.

 

 

 

 

 

3.

Изучение нового учебного материала.

Постановка цели: ознакомиться с географическими открытиями на территории России в XVIIIXX вв.

Формировать у обучающихся представления о направлениях исследовательских экспедиций, условиях, в которых проходили путешествия, о персоналиях, значимых для данного периода.

На данном этапе урока обучающиеся должны заполнить таблицу, опираясь на мини-сообщения одноклассников или учителя.

Цель для учителя:

- обеспечить процесс усвоения знаний о географических открытиях в XVIIIXX вв. и исследователях, а также закрепить умение работать с картой;

- учебно-информационные умения: умение работать с дополнительными источниками информации, т. к. ученики сами представляют мини-сообщения о каждом исследователе. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием коммуникативных способностей и развитие речи.

Задачи:

- возбуждать интерес к предмету через решение проблемной ситуации, связанной с поиском дополнительной информации;

- отрабатывать навык грамотного изложения информации;

- развивать у обучающихся исследовательские умения.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

- доступность и наглядность учебного материала;

- эмоциональный настрой обучающихся.

Методы мотивирования обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).

Основная цель метода обеспечить усвоение обучающимися новой информации.

Самостоятельная работа с таблицей (поисковый метод).

Его цель – умение кратко излагать информацию в виде таблицы.

Доклады детей и обсуждение их.

Его цель – развивать умения грамотной монологической речи.

III. Изложение нового материала

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с отважными людьми, которые отправлялись в далекие путешествия, чтобы исследовать новые неизвестные земли. Увидим, с каким трудом давались новые открытия.

Некоторым ученикам были даны индивидуальные задания — мини-сообщения о самых известных первооткрывателях и путешественников России.

 Слайд 2.Ребятам поможет в этом презентация. После доклада класс будет кратко заносить основные моменты в таблицу

Слайд 3. Выступление ученика (доклад о Витусе Беринге)

Родился в Хорсенсе (Дания), служил в голландском флоте, участвовал в плавании в Ост-Индию. Окончил Амстердамский морской кадетский корпус в 1703. В том же году по приглашению поступил на русскую службу в чине подпоручика. В 1725 личным распоряжением Петра I назначен руководителем Первой Камчатской экспедиции, основной целью которой было отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой. Так же был участником Второй Камчатской экспедиции (Великая Северная экспедиция 1733-1741 гг.).

В результате его исследований подтверждено наличие пролива между Чукоткой и Аляской (Берингов пролив), открыт полуостров Аляска и Алеутские острова.

Похоронен на острове Беринга в бухте Командор. На месте гибели Беринга стоит четыре памятника.

Слайд 4. Слова учителя

Через 7 лет после Первой Камчатской экспедиции была организована более масштабная Вторая Камчатская экспедиция. Продолжалась она в течение 10 лет, результаты её оказались настолько велики, что в историю она вошла под названием Великая Северная экспедиция. Отряды Северной экспедиции изучили 13 тыс. км побережья от устья Печоры до устья Колымы. Результат Второй Камчатской экспедиции – карта берегов Северного-Ледовитого океана.

Было организовано несколько отрядов, которыми руководили молодые морские офицеры: Дмитрий Овцын, Семен Челюскин, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Василий и Татьяна Прончищева.

Слайд 4. Выступление ученика (доклад о Семёне Ивановиче Челюскине )

Семён Иванович Челюскин – русский полярный исследователь. Выходец из мелкопоместных дворян Калужской губернии. Прибыл летом 1714 г. в Москву на смотр дворянских недорослей, и был зачислен в Школу математических и навигацких наук. В 1721 г. успешно закончил учёбу, затем нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности «навигатора», ученика штурмана и подштурмана. В 1727 г. уже сам обучал гардемарин.

Участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1741—1742 гг. руководил группой, занимавшейся описанием Таймыра. Участники похода произвели подробную съёмку и нанесли на карту всё побережье и внутреннюю часть полуострова, выявили северную оконечность Азии (с 1843 г. мыс Челюскин). В тяжелейших условиях Севера организаторский талант и настойчивость Челюскина обеспечили успех экспедиции. Участники отряда вели научные исследования, отмечали полезные ископаемые в открытых горных отложениях, наблюдали за режимом рек, морскими течениями у берегов.

Слайд 5. Слова учителя

Географические исследования шли не только на побережье Северного-Ледовитого океана или в глубине континента. В научных кабинетах так же кипела напряженная работа.

В начале XVIII века Василий Никитич Татищев составил первое географическое описание России. В середине XVIII века Михаил Васильевич

Ломоносов предложил использование Северного морского пути для достижения восточных окраин страны.

С 1768 по 1774 г. продолжались экспедиции и подробные исследования уже открытых территорий. Исследователи (Петр Паллас, Иван Лепехин, Семен Гмелин, Николай Озерецковский) не только наносили на карту новые объекты, описывали не только природу, но так же изучали население, быт, хозяйственную деятельность, религию, культуру.

В конце XIX в. особое значение начинают приобретать теоретические работы в области географии. Именно в это время Василий Докучаев сформулировал закон географической зональности.

Слайд 6. Слова учителя

Яков Санников – якутский промышленник, исследователь Новосибирских островов. В 1811 г. он высказал мнение о существовании обширной земли к северу от Новосибирских островов. По словам полярника, над морем поднимались «высокие каменные горы». Другим свидетельством в пользу существования обширных земель на севере стали многочисленные наблюдения за перелётными птицами, весной улетающими дальше на север, а осенью возвращающимися с потомством. Так как птицы не могли обитать в ледяной пустыне, то высказывались предположения, что расположенная на севере таинственная земля относительно тепла и плодородна, и птицы летят именно туда. Однако возникал очевидный вопрос: как севернее пустынного побережья Евразии могут располагаться плодородные земли?

Многие отважные исследователи (Э. В. Толль, Фритьеф Нансен,  В. А. Обручев) пытались найти эту землю, но никем она обнаружена так и не была…

В 1926 году даже был написан научно-фантастический роман  «Земля Санникова» В. А. Обручевым.

Ну а что же с этим исчезнувшим островом? По мнению ряда исследователей, Земля Санникова, как и многие арктические острова, в том числе и большая часть Новосибирских, была сложена не из скал, а из ископаемого льда (вечной мерзлоты), поверх которого был нанесён слой грунта. Со временем лёд растаял, и Земля Санникова исчезла подобно некоторым другим островам, сложенным ископаемым льдом — Меркурию, ДиомидаВасильевскому и Семёновскому.

Слайд 7. Слова учителя

Эрик Норденшельд - шведский геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель. Впервые прошёл в 1878-1879 годах по Северному морскому пути из Атлантики в Тихий океан. Плаванье продолжалось больше года. А это наводило на мысль, что нужно лучше исследовать побережье Северного-Ледовитого океана, что бы уложиться в более короткие сроки.

Слайд 8,9. Выступление ученика (доклад о Седове Георгии Яковлевиче)

Георгий Яковлевич Седов — российский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Выходец из рыбацкой семьи, офицер военно-морского флота, действительный член Русского географического общества. В советское время деятельности Седова уделялось особое внимание, поскольку он являлся выходцем из беднейших слоёв народа.

Организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу, во время которой умер, не достигнув заявленной цели, пройдя примерно 200 километров из необходимых 2000 км. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки КарыНовой ЗемлиКарского моряКаспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы.

Слайд 10. Выступление ученика (доклад о Георгии Львовиче Брусилове)

Георгий Львович Брусилов – российский исследователь Арктики, лейтенант флота. Родился в Николаеве, в семье военного моряка. Он вырос на море и полюбил его с детских лет. Отец всячески поощрял пристрастие сына к морю, научил его прекрасно плавать и управлять шлюпкой под парусами. В 1903 году окончил Морской кадетский корпус, принял участие в русско-японской войне. Служил на дальнем Востоке, на Балтийском море. В 1910–1911 гг. принимал участие в гидрографической экспедиции, совершил переход из Петербурга во Владивосток.

В то время полярные экспедиции Нансена, Пири, Амундсена и Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере Брусилов (так же, как Седов) решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью прохода Северным морским путем в 1912-1914 г. К сожалению, закончилась она неудачно. Судно вмерзло в лед и стало дрейфовать вместе с айсбергами, моряки не смогли им управлять. В результате команда покинула судно и попыталась найти путь обратно, но по пути практически все члены экипажа погибли.

Однако материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями.

Слайд 11. Слова учителя

Эдуард Васильевич Толь – русский геолог, арктический исследователь. Составил геологическое описание Новосибирских островов, собрал обширные коллекции ископаемых животных и растений (2500 экспонатов). Изучал морские течения в Карском и Восточно-сибирском морях, северную часть Сибири.

Слайд 12. Слова учителя

Джордж Вашингтон Де Лонг - американский мореплаватель и полярный исследователь. Открыл острова в Восточно-Сибирском море – острова Де-Лонга.

Слайд 13. Выступление ученика (доклад о Борисе Андреевиче Вилькицком)

Борис Андреевич Вилькицкий - русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики. В 1908 окончил Морскую академию в Петербурге. Участвовал в русско-японской войне. В 1913—15 начальник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на судах "Таймыр" и "Вайгач", целью которой было освоение Северного морского пути. Открыл Землю Императора Николая II (Северную Землю), остров цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и Остров Старокадомского. В 1914—1915 годах совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.

В 1918 В. был назначен начальником первой советской гидрографической экспедиции, но со всеми судами был захвачен в Архангельске интервентами. В 1920 эмигрировал в Англию. В 1923 и 1924 по приглашению советских внешнеторговых организаций возглавлял карские товарообменные экспедиции. Впоследствии в течение многих лет работал гидрографом в бывшем Бельгийском Конго.

Слайд 12. Слова учителя

Отто Юльевич Шмидт – советский учёный, математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира, исследователь Арктики.

В 1929 и 1930 открыл ряд островов, обследовали северо-восточную часть Карского моря. В 1932-1934 впервые прошли за одну навигацию из Архангельска в Тихий океан. Разработал (1944) новую гипотезу происхождения Земли и других планет Солнечной системы. Организатор и главный редактор первого издания Большой Советской энциклопедии.

 

4

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель для педагога:

Выявить уровень усвоения учебного материала.

Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Метод работы: частично-поисковый, проблемный, словесный.

Форма работы: групповая работа.

 Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка.

 

Беседа с обучающимися.

Давайте с вами проверим, кого из путешественников вы запомнили и как хорошо заполнили таблицу. Объединитесь в группы по 4 человека и обсудите, кого из Исследователей Ваша группа выделила и почему?

Проверка заполненности таблицы.

Обсуждение в группах.

Объяснение результатов обсуждения классу.

 

5.

Задание на дом.

Цель для учителя: повторить и систематизировать полученные знания о географических открытиях в XVIIIXX вв. и исследователях

Цель для обучающегося:

- стимулирование к личным достижениям;

- развивать умение работать самостоятельно;

- развитие творческих способностей.

Метод работы: частично-поисковый.

Форма работы: индивидуальная.

Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка; обязательная положительная отметка в дневник и журнал.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами узнали очень много новой и интересной информации! Вы замечательно подготовились к уроку и хорошо поработали на нем.

И что бы вы знали и помнили великих людей, которые сделали так много важных открытий, в качестве домашнего задания вы делаете кроссворд. Условия успешного выполнения:

1) в нем могут быть отражены имена и фамилии русских путешественников; 2) в нем могут быть отражены открытия, которые они сделали;

3) кроссворд должен состоять из 10 загаданных слов;

4) он должен быть красиво оформлен;

5) ответы на вопросы должны быть приложены к кроссворду на отдельном листе бумаги, сама сетка не заполняется.

Удачной и плодотворной работы дома!

 

Последнее обновление 15.10.13 12:28