История Алексеенко Ю.П.

 

Урок истории 8 класс  «Социально-экономическое развитие России в 20-50-е гг. XIX в.»

Алексеенко Ю.П., учитель истории и обществознания.

 

Цели урока: дать представление об  основных тенденциях развития экономики России второй четверти XIX века.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать социально-экономическое развитие России  (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами); рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту; оперировать понятиями: промышленный переворот, «капиталистые» крестьяне, буржуазия, пролетариат.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности министра финансов Е.Ф. Канкрина; выразить своё отношение к феодально-крепостнической системе.

Оборудование: карта «Экономическое развитие России в первой половине XIX в.», портрет Е.Ф. Канкрина, презентация, раздаточный материал - задания к  теме «Социально-экономическое развитие России в 20-50-е гг. XIX в.»

Форма урока:  исследование.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

2.     Мотивационно-целевой этап.

·        Первая половина XIX в. - время во многих отношениях переломное. Россия, решив некоторые стоявшие перед ней задачи стала могущественной державой. Ее пределы охватили огромные пространства. Хозяйство России развивалось в относительно спокойных условиях (если не считать вторжения Наполеона). Однако это развитие было медленным. Наша задача выяснить, как развивалась экономика и социальная сфера России, и что ей тормозило её развитие.

·        Посмотрите на название темы и скажите, какие вопросы мы должны рассмотреть.

 

 

План урока:

I. Кризис феодально-крепостнической системы.

II. Промышленный переворот в России.

III. Помещичье и крестьянское хозяйство.

IV. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.

 

III. Введение в новый материал.

·        Вспомним, что представляла собой Россия в социальном отношении в конце правления Александра  I?

ü Россия была страной преимущественно аграрной, основная масса населения жила в деревне, основная форма экономики - сельское хозяйство.

·        Какие проблемы не удалось разрешить Александру I?

ü Кто являлся основным собственником земли?

ü Кто обрабатывал землю?

ü Каковы были отношения между помещиком и крестьянином?

 

IV. Работа по теме урока.

1.     Кризис феодально-крепостнической системы.

·        Феодально-крепостническая система: наделение крестьян землёй и господство натурального хозяйства (всё необходимое производится в рамках данного хозяйства)

·        Дайте определение понятия кризис.

Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом.

·        Как проявился кризис в экономике России?

·        Работа с учебником. С. 70.

 

—  неэффективность феодально-крепостнической экономики:  упадок  многих  помещичьих  хозяйств,  усиление эксплуатации крепостных крестьян,  разорение  крепостных мануфактур;

 

значительное и быстрое развитие новых, капиталистических черт в экономике и жизни общества: увеличение численности капиталистических мануфактур, появление фабрик, начало промышленного переворота, усиление расслоения крестьянства, рост внутренней торговли;

—  тормозящее воздействие существовавшего экономического  и  политического  строя  на развитие  хозяйства страны в целом: сдерживание роста численности наемных рабочих,  затруднения в развитии рынка сбыта товаров, пагубное вмешательство государства в экономику.

  • Заполнение схемы (презентация слайд № 4)
  • Вывод. Можно ли говорить об экономическом упадке или развале экономики страны?

·        Итог: эти явления вовсе не означали экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, 30—50-е годы были   временем постоянного поступательного развития и промышленности, и сельского хозяйства. Однако хозяйственные успехи были достигнуты за счет развития лишь капиталистического уклада многоукладной российской экономики при упадке других укладов.

2.     Промышленный переворот в России.

Капиталистические отношения, зародившиеся на рубеже XVIII-XIX вв.  получили свое дальнейшее развитие в первой половине XIX в. и привели к началу промышленного переворота в России. 

·        Запись в тетрадь.

Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства.

·        Что такое промышленный переворот?

Промышленный переворот - это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

·        Где и когда он начался впервые? Промышленный переворот начался в Англии в последней трети XVIII в.

·        Запись в тетради.

В России  промышленный переворот начался в 30-40-х гг. XIX в.

·        Задание. Приложение № 1.

  • Как мы видим, промышленный переворот в России имел свои особенности.
  • Придумайте вопрос на сравнение промышленного переворота в России и Западной Европе.
  • У промышленного переворота есть 2 стороны: техническая и социальная.
  • Рассмотрим техническую сторону промышленного переворота в России. Техническая сторона – это применение машин, развитие промышленности и торговли.
  • Работа с картой (ученики- атласы, учитель- карта слайд № 7)
  1. Торговля.

·        Рассказ учителя.

Помимо ярмарочной торговли, присущей аграрному обществу, в России во второй четверти XIX в. начала развиваться постоянная (в магазинах, на рынках) торговля, являющаяся ярким показателем общества индустриального.

  • Какая отрасль промышленности развивалась наиболее динамично?
  • В целом, как можно охарактеризовать развитие промышленности и торговли в России при Николае I?
  • Мы рассмотрели техническую сторону промышленного переворота. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. И поскольку Россия являлась аграрной страной, поговорим о помещичьем и крестьянском хозяйстве.

3. Помещичье и крестьянское хозяйство.

  • Работа с документом.

Приложение № 3.

  • Рассказ учителя.

Рядом с массой бедняков рос слой «капиталистых» крестьян. Они занимались торговлей, ростовщичеством, вкладывали свои деньги в промышленное производство.

Ø Из богатых крестьян выходили крупные предприниматели, которые заводили свои фабри­ки. Яркими примерами могут служить предприниматель­ские династии Морозовых, Гарелиных и др.

·        Запись в тетрадь

«Капиталистые» крестьяне — крестьяне, имевшие капитал (деньги, которые вкладывают в производство) и занимавшиеся предпринимательством.

 

  • Промышленный переворот в России до отмены крепостного права проявлялся в основном лишь в технической стороне - переходе к машинному производству, а появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права.

 

  • Интересы развития российской промышленности требовали освобождения рабочей силы, то есть ликвидации крепостного права в стране.

 

  1. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.

·        Теперь поговорим о деятельности человека, который внёс крупный вклад в развитие экономики России, проводил политику покровительства промышленности и торговли.

·        Сообщение учащегося + слайд № 8.

·        Беседа с классом

Ø Чем была вызвана финансовая реформа Канкрина?

Ø В чём состояла главная идея финансовой реформы Канкрина?

·        Запись в тетрадь: 1839-1843 гг.

·        Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем.

·        Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция, бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные затраты на Крымскую войну.

5. Закрепление изученного материала.

Приложение № 4.

V. Подведение итогов урока.

·        Россия первой половины XIX в. была страной аграрной или индустриальной?

·        Какие особенности имел промышленный переворот?

·        Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России в первой половине XIX в.

VI. Домашнее задание:

П.11

Дополнително:

«5»- творческий уровень - сочинение «Рассказ очевидца прибытия первого поезда из Санкт-Петербурга в Царское Село», «Рассказ участника Макарьевской ярмарки»

«4»- проблемный уровень-  РТ с.37 з.4, с. 38 з. 6, 7.

«3»- репродуктивный уровень - п.11, вопросы.

 

 

Приложение № 1.

 

Особенности промышленного переворота

Отметьте особенности промышленного переворота в России.

1. Медленное развитие промышленного переворота.

2. Преобладание ввоза машин из-за границы.

3. Быстрое формирование свободного рынка рабочей силы.

4. Быстрое проникновение капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

5. Завершение специализации районов.

6. Формирование пролетариата из разорившихся кустарей.

7. Расширение сферы применения крепостного труда.

 8. Быстрое развитие текстильной промышленности.

9. Наличие широкого внутреннего рынка для промышленных товаров.

10. Крепостной строй тормозил развитие промышленности.

 

Приложение № 2.

 

Отраслевая специализация областей и городов России

Выберите правильный ответ, используя карту.

1.   Металлургия и металлообработка.

2.   Текстильная промышленность:

3. Угледобывающая промышленность:

4. Железные дороги.

5.   Проведение ярмарок.

 

Приложение № 3.

Из записки А. П. Заблоцкого-Десятовского «О крепостном состоянии России» (1841 г.).

Совершенная зависимость от произвола владельца и безнадежность освободиться от этой зависимости убивают в крепостном склонность к бережливости и прочному улучшению своего быта, рождая, напротив, или скупость, или страсть к минутным наслаждениям, к пьянству, праздности и разврату. Этим легко объясняется, почему крестьяне, даже у попечительных владельцев, живут большей частью дурно, и почему заведомо богатые из них редко пускают в обороты капиталы свои, но прячут их тщательно на черный день. Да и может ли быть иначе, когда помещик может отнять нажитое кровавым трудом его крепостного?

Развитие промышленности требует не только ограждения личности и собственности, но и свободы располагать своим временем, трудом и местом жительства. И потому естественно, что крепостное состояние, привязывая насильственно человека к земле, отстраняет развитие промыслов.

 

На основе документа определите:

·        что мешало развитию экономики в России?

·        что могло бы способствовать развитию экономики?

 

Справка.

Заблоцкий Андрей Парфёнович (1808-1881) – российский государственный деятель, экономист

 

Приложение № 4.

Тест по теме: «Социально-экономическое развитие России в 20-50-е гг. XIX»

 

1. О чем свидетельствовало увеличение числа промышленных предприятий и количества наемных рабочих во второй четверти XIX в.?

n  1)о начале промышленного переворота

n  2)о начале экономического кризиса

n  3) об отказе государства от политики протекционизма

n  4) о превращении России в мирового промышленного лидера

2. В первой половине XIX в. увеличивается вывоз из России:

n  1) хлеба

n  2) машин и оборудования

n  3) предметов роскоши

n  4) овощей и фруктов

3. Первая железная дорога в России была построена между Санкт-Петербургом и:

n  1) Царским Селом

n  2) Москвой

n  3) Даугавпилсом

n  4) Ригой

4. Что было результатом денежной реформы Е.Ф. Канкрина?

n  1)в России открываются первые банки

n  2) разрешается свободное хождение иностранной валюты

n  3) запрещается хождение бумажных ассигнаций

n  4) главным платежным средством становится серебряный рубль

5. Что было особенностью промышленного переворота в России?

n  1) он начался раньше, чем на Западе

n  2) он сопровождался резким увеличением числа буржуазии

n  3) он проходил в условиях сохранения крепостнической системы

n  4) он начался в сельском хозяйстве

Последнее обновление 15.10.13 12:53