Связь поколений Овсянникова О.С.

 

"Связь поколений" -Чтобы душа не оскудела…

по рассказу Е. Носова "Лоскутное одеяло"

урок литературы в 6  классе

 

Цель урока:  формирование  у учащихся  ценностного  отношения к  близким людям, к истории страны и национальным святыням(традиции, ремесла, родная речь), родной природе ;

 

Форма проведения: урок - исследование

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.     Эпиграф: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).

 

2.     На листах напечатаны высказывания:

 

-«После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души».  (А. И. Солженицын)

 

-«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об  устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя». (Д.С. Лихачев)

 

-«Малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и  восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»  (Е. Носов)

 

3.     На доске драпировка – лоскутное одеяло.

5.     Коллаж «Бабушка».

6.     Музыкальное сопровождение.

7.     Портрет Е. Носова.

8.     Лексика:

  -  печурка – углубление впечке для просушки обуви, вещей;

  -  вязёнка  - пуховой платок;

  -  застя – заслонив;

  -  наперво – сначала;

  -  рушник – полотенце.

9.     Творчески оформленная родословная учеников.

Х О Д      У Р О К А : 

 I. Интригующее  начало  урока.

         -Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего началась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает выражение «малая родина»?

-А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина – это окоём нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»

Окоем- Пространство, которое  можно окинуть взглядом, горизонт. Разгораясь по всему окоему, мерцало дымное зарево. А.Н. Толстой.

   II. Мотивация,  целеполагание.

          Евгений Носов  в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один-единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.

Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в эпиграф к уроку: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».

III. Решение  проблемы.  Исследование. 

-Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…)

-Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья –  треугольнички, сшитые между собой)

-Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).

-Предлагаю вам помечтать. (Звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?

-Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное оделяло).

(Продолжает звучать музыка)

-Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый – солнечную поляну мягких одуванчиков или  медвяной сурепки;  цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый – поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.

-Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»)

-Какой человек  сможет увидеть краски земли? (любящий природу)

Чтение  учеником  стихотворения Рыленкова «Все в тающей дымке…»(дифференцированное  домашнее  задание).

-Итак, сделаем первый  вывод.

Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)

(На доске появляется запись:

      

   Лоскутное   одеяло – это…образ земли

 

 

 

-Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)

-На каком  1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)

-Каковы временные рамки эпизода? (пред сном-переход в иное состояние)

 Повествование ведется от чьего лица (внука)

-С каким чувством внук говорит о бабушке?  Зачитайте. (Третий абзац)

-Вы заметили, что невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.

Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики – члены этой семьи)

Ученик демонстрирует  оформленную родословную  своей семьи. (дифференцированное домашнее задание)

-Итак, второй  вывод. Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений)

 (На доске появляется запись: 

Лоскутное одеяло-это символ дружной семьи,  родословной, связи поколений

 

 

-Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга)

-Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история)

-Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.

Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)

-О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом. Революция… Потеря родных…)

-Как зовут бабушку? (Варвара Ионовна)-библейский персонаж-Иона

-По отчеству можно предположить, что она из семьи священника – история таких людей скорей всего трагична.

-Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не примечательный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)Почему она гладит этот лоскутик?

-«Была у меня девочка…», - говорит сквозь слезы  бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).

-Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (истории семьи, познание жизни, история  страны)

-Итак, делаем третий  вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летопись истории , книга времен)

(На доске: Лоскутное одеяло-это летопись истории, книга времен

         -Зачитайте начала рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки).

-С какой целью автор так начинает рассказ? (Автор приглашает к задушевному разговору, как в русских народных сказках «Жили-были»…)

Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа!  Давайте найдем эти  драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.

1.  -Найдите описание комнаты бабушки. Какими эпитетами пользуется автор? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).-терем, волшебный

-Как готовит себя бабушка ко сну? (Шепчет молитву  «перед Николой»).

-Как вы думаете, бабушка для себя благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)

-За чем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «щепотью»  в сторону внука? (Забота привычная и постоянная).

 

2. -Опишите бабушку словами автора. (Тихий, умиротворенный голос; косица, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы; впалая грудь; тонкая, как плеть, голубоватая рука с темной, словно из корья, кистью)

-Зачитайте глаголы.

-Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? (Бабушка хлопочет, она хранительница домашнего очага, все домашние дела на ее плечах).

 

3.-А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).

-Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).

-Зачем? (Достоверный речевой портрет).

-Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)

-Какие слова оценочного характера употребляет автор-наречия? («сноровно», «истово»)

«Истово» - короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил – то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.

В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное – живет по христианским заветам!), и с внуком о сокровенном – давнем – поговорит.

-что главное сейчас в жизни бабушки-все, что впитала в себя за долгую трудную жизнь душа   бабушки, все накопленные  душевные богатства-  все передать внуку, чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы и он когда-то так же истово за свою семью стоял.

-Итак, четвертый  вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.

 

(На доске:

         Физкультминутка.  (Оськина Е..)

 

-Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)

-И все же в лоскутном одеяле – история семьи, целого народа…

Обращение  к  эпиграфу.

Общий вывод: действительно рассказ Е.Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…

Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность…струение души».

Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.

   IV.Социализация.

-Ребята, вы богаты. У вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.

Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»

У  бабушки история семьи запечатлена в каждом лоскутике, а во многих семьях истории семьи хранят старые вещи. Чтоб душа не оскудела, именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь. Покажите нам, ребята, итоги ваших исследований, итоги задушевных разговоров со своими родными..

 

V.Рефлексия.

 

-Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е.Носова «лоскутное оделяло»?

-Совпадает ли ваш ответ  с теми выводами, которые мы с вами сделали сегодня..

-Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).

-Я желаю вам, чтобы ваша душа никогда не оскудела.

Звучит запись песни «Бабушка» в исполнении группы «Любэ».

 

  VI.Домашнее  задание.

 

                Написать сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».