КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию.
« ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК»
Выполнила: учитель истории и обществознания
Ловрякова Ирина Даниловна
ВЫБОРГ
2013
Ключевые слова: политика, политическая система общества, государство, признаки государства, функции государства, форма государства, правовое государство, гражданское общество, политическая партия, избирательное право.
Пояснительная записка
Повторительно – обобщающий урок «Политическая жизнь современного общества» проводится в профильной группе 11 класса. Содержание материала рассчитано на 2 урока. Поскольку вопросы, касающиеся политики, всегда вызывают трудности у обучающихся, данный урок позволит не только повторить большой теоретический материал, но и применить свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.
Цели: систематизировать и актуализировать знания по теме «Политическая жизнь современного общества» при выполнении заданий в формате ЕГЭ.
Задачи:
-выявить ключевые признаки политики, политической системы общества, государства, правового государства, гражданского общества, политической партии;
-развивать умения составления плана ответа, анализа источников, применения полученных знаний на практике;
-способствовать выработке позитивного отношения к политической деятельности, формировать активную жизненную позицию.
Ход урока:
1.Вводная часть.
А) Мотивация учащихся
Что является лишним?
-республика, монархия, федерация; (формы правления)
-Правительство РФ, Министерство образования и науки, Федеральное собрание РФ, Федеральное агентство по надзору в области здравоохранения (органы исполнительной власти).
-тесты «Политика» учебник Л.Н. Боголюбова для профильных классов стр. 278
Б) Постановка целей и задач урока.
2. Задание на дом:
-Эссе: «Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит ещё реже» (С. Довлатов)
-Подготовиться к контрольной работе.
3.Повторение и обобщение материала.
Политика. Политическая система.
- Дать определение понятия «Политика».
-Дать определение понятия «Политическая система общества» и составить предложение с этим понятием.
- Работа с документом (раздаточный материал).
«В отечественной науке понятие «политическая система» длительное время интерпретировалось в правовом, прежде всего юридическом аспекте, охватывая, главным образом, институциональную систему государства. Сегодня данной категорией характеризуется вся совокупность как политических институтов, так и целеполагающих, ориентационных ценностей, идей, а также соответствующих норм и отношений, в которых реализуется политическая власть. Соответственно, можно выделить и две подсистемы в её рамках – институционализированную и неинституционализированную. В институционализированной системе, нередко называемой политической организацией общества, центральное место занимает государство, играющее решающую и доминирующую роль в политической системе той или иной страны в целом. Кроме государства, в политическую организацию входят также и политические партии и общественно-политические, профессиональные, корпоративные, лоббические и другие аналогичные объединения, организации. В числе неинституционализированных элементов политической системы, выполняющих, прежде всего направляющую, ориентационную функцию, следует отметить политическую культуру, политическое сознание и т.д. Благодаря им происходит восприятие и осознание людьми мира политики, политических явлений и процессов… в том числе и процессов формирования властных структур, подготовки и принятия важнейших для общества политических решений. Важным элементом современных политических систем являются средства массовой информации, информационные системы в целом. Сегодня они не просто информируют граждан о политических явлениях и процессах, выполняя важнейшую роль в системе политической социализации. Но и помогают обществу контролировать деятельность субъектов политики, корректировать её с помощью выявления и отражения общественного мнения < … > Роль приводных ремней, цементирующего фактора системы взаимосвязей всех структурных элементов политической системы играют политические отношения. Их основные типы и разновидности, в том числе отношения сотрудничества и соперничества (конкуренции), позволяют создавать тот баланс интересов, сил, взаимодействий, который выступает как некий конечный, результирующий вектор развития, определяющий общее состояние, сам характер политической сферы общества, господствующий в нём политический климат»
( В.П. Тоцкий)
С 1. О каких двух подходах понятию «политическая система» пишет автор?
С 2. В чём автор видит функции СМИ?
C 3. Автор называет две разновидности политических отношений. Проиллюстрируйте каждую из названных разновидностей соответствующим примером.
С 4. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, дайте определение понятию «политическая культура». Сформулируйте два тезиса о роли политической культуры для общества.
-Главный институт политической системы?
Государство.
-дать определение понятию «государство»
-перечислить признаки государства
-назвать три любые функции государства, раскрыть каждую из них на примере
-запишите слова, пропущенные в схеме (на доске)
(Форма государства)
Правовое государство
План ответа на вопрос «Правовое государство» (по д/з 1 вариант)
-Прочитать текст (раздаточный материал) и определить, какие положения текста носят
1)фактический характер
2) характер оценочных суждений
(А) Правовое государство – величайшее завоевание цивилизации. (Б) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (В) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (Г) Обрела самостоятельность и судебная власть.
-Каковы признаки правового государства?
Гражданское общество.
Дать определение понятию «гражданское общество».
План ответа на вопрос «Гражданское общество» ( по д/з 2 вариант)
-Какие процессы должны происходить в государстве, в котором идёт формирование гражданского общества?
(Формирование политических партий. Формирование общественных организаций. Строительство детской площадки по инициативе жильцов и на их деньги).
Политическая партия.
-признаки политических партий;
-виды политических партий;
-функции политических партий.
-сформулируйте 4 суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе
( Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальные интересы.
Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политического курса.
Политические партии выдвигают кандидатов на выборах.
Политические партии осуществляют представительство интересов определённых блоков социальных сил в органах власти)
-дать определение понятию «оппозиционная партия»
-придумать 2 предложения с понятием «оппозиционная партия»
Избирательное право.
-Учёные определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите 3 любые фактора, влияющие на решение избирателя.
(Уровень дохода и образования. Влияние социальной среды и окружения. Позиция СМИ).
-Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществление гражданами права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите 3 обоснования своего мнения.
(Возрастной ценз не противоречит ценностям демократии. Обоснования:
-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается;
-возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни;
-возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи).
Формулировка и обоснование выводов. Раздаточный материал.
На выборах президента РФ в 1996 году в первом туре кандидаты получили следующие результаты:
№
|
ФИО кандидата в
Президенты
|
Процент голосов, набранных
в первом туре выборов
|
1
|
Ельцин Б.Н.
|
35%
|
2
|
Зюганов Г.А.
|
32%
|
3
|
Лебедь А.И.
|
14%
|
4
|
Явлинский Г.А.
|
7%
|
5
|
Жириновский В.В.
|
5%
|
6
|
Фёдоров С.Н.
|
0,9%
|
7
|
Горбачёв М.С.
|
0,5%
|
8
|
Шаккум М.Л
|
0,3%
|
9
|
Власов Ю.П.
|
0,2%
|
10
|
Брынцалов В.А.
|
0,1%
|
Сформулируйте любые три вывода по результатам первого тура выборов. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.
(три вывода, допустим: - среди политических сил в стране можно выделить два больших лагеря - демократы и коммунисты; - в стране реально существует демократический режим; - необходим второй тур выборов президента; - во второй тур пройдут Б.Н. Ельцин и Г.А. Зюганов. Обоснование. Необходим второй тур выборов: – тот факт, что необходим второй тур выборов Президента, объясняется тем, что никто из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов.
Могут быть другие выводы.)
4. Проверочная работа.
ЕГЭ – 2012.обществознание.
Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов Под редакцией Е. Л. Рутковской. Москва. «Национальное образование»
1 вариант:
Вариант 13 стр.101. Части А и Б.
2 вариант:
Вариант 14 стр. 109. Части А и Б.
Литература.
Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. Обществознание: ЕГЭ 2012: контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями (серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») М.,СПб, Просвещение 2012.
ЕГЭ – 2012. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Под редакцией Е.Л. Рутковской. Москва. Национальное образование 2012.
Обществознание 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. М. Просвещение 2011.
Половникова А.В, Маслова Н.Н. Обществознание. Задания с развёрнутым ответом. Часть С. АСТ. Астрель. Москва. ВКТ Владимир.
|