КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию.

« ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК»

 

 

 

Выполнила: учитель истории и обществознания

Ловрякова Ирина Даниловна

 

 

 

ВЫБОРГ

2013

 

Ключевые слова: политика, политическая система общества, государство, признаки государства, функции государства, форма государства, правовое государство, гражданское общество, политическая партия, избирательное право.

Пояснительная записка

Повторительно – обобщающий урок «Политическая жизнь современного общества» проводится в профильной группе 11 класса. Содержание материала рассчитано на 2 урока. Поскольку вопросы, касающиеся политики, всегда вызывают трудности у  обучающихся,  данный урок позволит не только  повторить большой теоретический материал, но и применить свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Цели: систематизировать и актуализировать знания по теме «Политическая жизнь современного общества» при выполнении заданий в формате ЕГЭ.

Задачи:

-выявить ключевые признаки политики, политической системы общества, государства, правового государства, гражданского общества, политической партии;

-развивать умения составления плана ответа, анализа источников, применения полученных знаний на практике;

-способствовать выработке позитивного отношения к политической деятельности, формировать активную жизненную позицию.

Ход урока:
1.Вводная часть.

А) Мотивация учащихся

 Что является лишним?

-республика, монархия, федерация; (формы правления)

-Правительство РФ, Министерство образования и науки, Федеральное собрание РФ, Федеральное агентство по надзору в области здравоохранения (органы исполнительной власти).

-тесты «Политика» учебник Л.Н. Боголюбова для профильных классов стр. 278

Б) Постановка целей и задач урока.

2. Задание на дом:

-Эссе: «Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит ещё реже» (С. Довлатов)

-Подготовиться к контрольной работе.

3.Повторение и обобщение материала.

Политика. Политическая система.

- Дать определение понятия «Политика».

-Дать определение понятия «Политическая система общества» и                                   составить предложение с этим понятием.

- Работа с документом (раздаточный материал).

«В отечественной науке понятие «политическая система» длительное время интерпретировалось в правовом, прежде всего юридическом аспекте, охватывая, главным образом, институциональную систему государства. Сегодня данной категорией характеризуется вся совокупность как политических институтов, так и целеполагающих, ориентационных ценностей, идей, а также соответствующих норм и отношений, в которых реализуется политическая власть. Соответственно, можно выделить и две подсистемы в её рамках – институционализированную и неинституционализированную. В институционализированной системе, нередко называемой политической организацией общества, центральное место занимает государство, играющее решающую и доминирующую роль в политической системе той или иной страны в целом. Кроме государства, в политическую организацию входят также и политические партии и общественно-политические, профессиональные, корпоративные, лоббические и другие аналогичные объединения, организации.                                       В числе неинституционализированных элементов политической системы, выполняющих, прежде всего направляющую, ориентационную функцию, следует отметить политическую культуру, политическое сознание и т.д. Благодаря им происходит восприятие и осознание людьми мира политики, политических явлений и процессов… в том числе и процессов формирования властных структур, подготовки и принятия важнейших для общества политических решений.                                                                                                      Важным элементом современных политических систем являются средства массовой информации, информационные системы в целом. Сегодня они не просто информируют граждан о политических явлениях и процессах, выполняя важнейшую роль в системе политической социализации. Но и помогают обществу контролировать деятельность субъектов политики, корректировать её с помощью выявления и отражения общественного мнения < … >                                                                                                                        Роль приводных ремней, цементирующего фактора системы взаимосвязей всех структурных элементов политической системы играют политические отношения. Их основные типы и разновидности, в том числе отношения сотрудничества и соперничества (конкуренции), позволяют создавать тот баланс интересов, сил, взаимодействий, который выступает как некий конечный, результирующий вектор развития, определяющий общее состояние, сам характер политической сферы общества, господствующий в нём политический климат»

( В.П. Тоцкий)

С 1. О каких двух подходах  понятию «политическая система» пишет автор?

С 2. В чём автор видит функции СМИ?

C 3. Автор называет две разновидности политических отношений. Проиллюстрируйте каждую из названных разновидностей соответствующим примером.

С 4. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, дайте определение понятию «политическая культура». Сформулируйте два тезиса о роли политической культуры для общества.

-Главный институт политической системы?

Государство.

-дать определение понятию «государство»

-перечислить признаки государства

-назвать три любые функции государства, раскрыть каждую из них на примере

 

-запишите слова, пропущенные в схеме (на доске)

 

 


 

(Форма государства)

Правовое государство

План  ответа на вопрос «Правовое государство» (по д/з 1 вариант)

-Прочитать текст (раздаточный материал) и определить, какие положения текста носят

1)фактический характер

2) характер оценочных суждений

(А) Правовое государство – величайшее завоевание цивилизации.                                 (Б) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня.                                   (В) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной.                                                                                                                    (Г) Обрела самостоятельность и судебная власть.

-Каковы признаки правового государства?

Гражданское общество.

Дать определение  понятию «гражданское общество».

План ответа на вопрос «Гражданское общество» ( по д/з 2 вариант)

-Какие процессы должны происходить в государстве, в котором идёт формирование гражданского общества?

(Формирование политических партий. Формирование общественных организаций. Строительство детской площадки по инициативе жильцов и на их деньги).

 Политическая партия.

-признаки политических партий;

-виды политических партий;

-функции политических партий.

-сформулируйте 4 суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе

( Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальные интересы.

Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политического курса.

Политические партии выдвигают кандидатов на выборах.

Политические партии осуществляют представительство интересов определённых блоков социальных сил в органах власти)

-дать определение понятию «оппозиционная партия»

-придумать 2 предложения с понятием «оппозиционная партия»

Избирательное право.

-Учёные определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите 3 любые фактора, влияющие на решение избирателя.

(Уровень дохода и образования.                                                                                                      Влияние социальной среды и окружения.                                                                                                   Позиция СМИ).

-Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществление гражданами права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите 3 обоснования своего мнения.

(Возрастной ценз не противоречит ценностям демократии.                                           Обоснования:

-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается;

-возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни;

-возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи).

 Формулировка и обоснование выводов. Раздаточный материал.

На выборах президента РФ в 1996 году в первом туре кандидаты получили следующие результаты:

 

ФИО кандидата в

Президенты

Процент голосов, набранных

в первом туре выборов

1

Ельцин Б.Н.

35%

2

Зюганов Г.А.

32%

3

Лебедь А.И.

14%

4

Явлинский Г.А.

7%

5

Жириновский В.В.

5%

6

Фёдоров С.Н.

0,9%

7

Горбачёв М.С.

0,5%

8

Шаккум М.Л

0,3%

9

Власов Ю.П.

0,2%

10

Брынцалов В.А.

0,1%

 

Сформулируйте любые три вывода по результатам первого тура выборов. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

(три вывода, допустим:                                                                                                                        - среди политических сил в стране можно выделить два больших лагеря - демократы и коммунисты;                                                                                                                        - в стране реально существует демократический режим;                                                               - необходим второй тур выборов президента;                                                                                    - во второй тур пройдут Б.Н. Ельцин и Г.А. Зюганов.                                                                    Обоснование. Необходим второй тур выборов:                                                                                                        – тот факт, что необходим второй тур выборов Президента, объясняется тем, что никто из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов.

Могут быть другие выводы.)

4. Проверочная работа.

ЕГЭ – 2012.обществознание.

Типовые экзаменационные варианты.                                                                             30 вариантов                                                                                                                                              Под редакцией Е. Л. Рутковской. Москва. «Национальное образование»

1 вариант:

Вариант 13 стр.101. Части  А и Б.

2 вариант:

Вариант 14 стр. 109. Части  А и Б.

 

 

Литература.

Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. Обществознание: ЕГЭ 2012: контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями (серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») М.,СПб, Просвещение  2012.

ЕГЭ – 2012. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Под редакцией Е.Л. Рутковской. Москва. Национальное образование 2012.

Обществознание 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. М. Просвещение 2011.

Половникова А.В, Маслова Н.Н. Обществознание. Задания с развёрнутым ответом. Часть С. АСТ. Астрель. Москва. ВКТ Владимир.

 

Последнее обновление 02.12.13 10:05