1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа создана на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N273-ФЗ,  федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание, обществознание», реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т. Поглазовой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»).

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество» «Правила безопасной жизни».

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Таким образом, курс предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и т.д.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о  природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения образования в основной школе.

Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из всевозможных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.  В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют  поиск информации  из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной  и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парках, в проектной группе и фронтальной.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета  «Окружающий  мир»  в  начальной  школе  выделяется 270 учебных часов (из расчёта два часа в неделю).

Курс окружающего мира в первом классе занимает 33 недели и составляет 66 часов: 2 часа в неделю.

 

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его.

  Наука, искусство, религия как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

  Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.

  Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.

  В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.

Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

  Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

  Разумная  интеграция и  дезинтеграция различных областей знаний в мире.

  Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.

  Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.

  Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.

  Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».

 

 

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У ученика начнут формироваться:

  положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

  готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

  ориентация  на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

  навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

  понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

  бережное отношение к природе, культуре родного края.

У ученика могут быть сформированы:

  желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;

  стремление  к  соблюдению  морально-этических   норм   общения  с людьми другой национальности;

  эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

  осознание важности сохранять своё здоровье.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

  организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

  принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;

  планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

  действовать согласно плану, составленному учителем;

  оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

  оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);

  попробует проявлять инициативу (с помощью учителя, или на интуативном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

 осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;

  подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

  целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

  использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;

  пользоваться простыми условными обозначениями.

Ученик получит возможность научиться:

  осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

  осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;

  классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

  строить речевое высказывание в устной форме;

  кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

  адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

  вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ученик получит возможность научиться:

  допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Предметные результаты

Ученик начнёт учиться:

  выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

  различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

  определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);

  сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;

  различать  объекты природы и изделия человека;  объекты  живой  и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

  называть признаки живых существ;  существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

  различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;

  приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных,  хвойных и лиственных деревьев,  кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

  описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);

  сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

  различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;

  называть части тела человека;

  характеризовать признаки времён года;

  объяснять значение  используемых  условных знаков  (в учебнике,  в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

  находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

  оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

  участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

  вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

  соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

  соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

  соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

  выполнять режим дня;

  рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села);

  объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

  классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;

  объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

  анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

  интерпретировать  значение  используемых  условных  знаков  для обозначения природных объектов;

  осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);

  осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

 создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

  понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.

Внимание! Позиция пункта «ученик научится» заменена на «начнёт учиться», это связано с тем, что эти умения ученик приобретает в течение не одного года обучения. В первом классе он только начинает их осваивать, но начинать их формировать нужно уже с первого класса, чтобы ученик мог использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

обеспечения безопасности своей жизни;

ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;

проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;

выполнения правил культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правил безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; безопасного и экологически грамотного поведения в природе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

Чтобы он понимал:

– в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

– важно сохранять разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;

– многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

– можно создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

– нужно оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

Предполагаемая самооценка ученика по освоению им личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий

  Я – хороший ученик, знаю и выполняю правила поведения на уроке и в школе, в общественных местах и в природе, соблюдаю правила безопасного поведения на дороге, стараюсь культурно общаться.

  Я понимаю (с помощью учителя), какая учебно-познавательная или практическая задача стоит передо мной. Учусь следовать плану выполнения задания, которое мне предлагает учитель.

  Я могу пользоваться иллюстрациями, условными обозначениями, собственными наблюдениями как источником информации. Могу называть 2–3 признака предметов, сравнивать их и объединять в группы. Стараюсь делать правильные и красивые модели предметов окружающего мира.

  Я могу работать вместе с одноклассником, договариваться и распределять работу по решению познавательной задачи.


6. Содержание учебного предмета, курса в соответствии с содержанием типовых, примерных, авторских учебных программ (66 часов)

 Тема

Содержание программного материала

Наблюдения, практически и творческие работы. Экскурсии

Твои первые уроки (13 ч)

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указание способа действия, способ предупреждения и др.). Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки). Уроки культурного общения ( в семье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми. Уроки здоровья.  Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения пред сном).

Экскурсии по школе, на пришкольном участке.

 

 

 

 

 

Ролевые игры:

«Я- примерный пешеход и пассажир»;

«Я – культурный человек»; «Время знаю – всюду успеваю».

 

Окружающий мир, его изучение (8 ч)

Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём . Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы.

Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для  наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала.

Практические работы.

Наблюдение различных предметов с  целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств.

Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека).

Разнообразие растений (13 ч)

Растения – живые существа. Условия, необходимые для роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) на примере цветкового растения. Разнообразие  растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса). Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений.

Практические работы.

Рассматривание частей на комнатном растении, простых и сложных листьев (на примере собранных во время экскурсии или на гербарных листах).

Моделирование строения дерева (работа в паре).

Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы).

Уход за комнатными растениями.

Грибы, их разнообразие (3 ч)

Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

Практическая работа.

Лепка шляпочных грибов (работа в парах).

Разнообразие животных (16 ч)

Животные – живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся; их главные. Существенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы, уход за ними. Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки. Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном краю (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения и животные родного края, занесённые в Красную книгу России (региона).  

Экскурсия в зоопарк (в цирк зверей, в зоомагазин).

Практические работы.

Работа с разрезными карточками (распределение животных на группы).

Уход за животными живого уголка школы.

Творения людей вокруг нас (8 ч)

Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных отходов. Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России. Увлечение коллекционированием (домашний музей). Что находиться во дворах домов. Бережное отношение к строениям и строениям и растениям родного двора (школьного двора). Городские парки. Культура поведения в парке. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села). Бережное отношение к памятникам культуры.

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочная экскурсия в музей прикладного искусства.

Экскурсия по ближайшим к школе улицам родного города, в парк.

Лепка и раскрашивание фигурки из глины.

Резервные уроки

( 5)

Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий  мир»  обеспечивается:   логикой  развёртывания  содержания  и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях тестовых заданий; методическими рекомендациями для учителя, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.

 

       

 

 

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

№ урока

Тема урока

Виды деятельности
учащихся, форма работы

 

 

 

 

Раздел 1.  Твои первые уроки (13 часов)

 

 

1

День знаний (постановочный).

Учебник (ч. 1), с. 3–7

Экскурсия по городу на автобусе

Фронтальная – применение вербальных
и невербальных форм общения для ситуаций знакомства с учителем, друг с другом, выведение правила общения.

Индивидуальная – выполнение диагностических заданий и уп-ражнений, анализ рисунков

 

 

2

Путешествие по школе (постановка учебной задачи, поиск ее реше-

ния). Учебник, с. 8-9;

рабочая тетрадь (ч. 1),

с. 3, задания 1-2

Индивидуальная – рассматривание и описание рисунков; сбор информации; выполнение заданий в рабочей тетради

 

 

3

Школьные принадлежности

(решение частных задач).

Учебник,с. 10–13;

рабочая тетрадь, с. 4-5,

задания 3-5

Фронтальная – отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.

Индивидуальная – учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома

 

 

4

Правила поведения
в школе (решение частных задач).

Учебник, с. 14–17

Фронтальная – моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вывод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

 

5

Условные знаки (освоение нового материала).

Учебник,с. 18–21;

рабочая тетрадь,с. 6–7, задания 6–9

Фронтальная – учатся заменять условными знаками предметы, действия сними, природные явления; анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию).

Индивидуальная – выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками

 

 

6

Безопасный путь

(освоение нового материала).

Учебник,с. 22–27;

рабочая тетрадь,

с. 8, задания 10–11

Фронтальная – осваивают правила безопасного поведения
на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; изучают правила ролевой игры «Я примерный пешеход».

Индивидуальная – учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками

 

 

7

Безопасный путь

(решение частных задач).

Учебник,с. 22–27;

рабочая тетрадь,

с. 9, задания 12–13

 

 

8

Экскурсия (прогулка на пришкольный участок)

(решение частных

задач)

Фронтальная – знакомятся с объектами
и правилами поведения в школьном дворе.

Индивидуальная – осваивают правила безопасного поведения на улице работают с разрезными карточками

 

 

9

Уроки общения (постановка учебной задачи, поиск ее решения).Учебник,с. 28–31

Фронтальная – учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их(составляют диалоги действующих на них персонажей); узнают правила ролевая игры «Я культурный человек».

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

 

10

Классный коллектив

(решение частных задач).

Учебник,с. 32–35

Фронтальная – учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц
о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

 

11

Уроки вежливости

(освоение нового материала).

Учебник,с. 36–41;

рабочая  тетрадь, с. 10, задание 14

Фронтальная – учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены
на рисунках; высказывать свои суждения, давать оценку происходящему.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

 

12

Уроки здоровья

(решение частных задач).

Учебник,с. 42–51;

рабочая тетрадь, с. 11-12, адания15–19

Фронтальная – учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рас-сматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью.

Индивидуальная – выполняют задания в рабочей тетради

 

 

13

Режим дня школьника

(решение частных

задач).

Учебник,с. 52–54; рабочая тетрадь, с. 13, задания 20, 21

Фронтальная – учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном; узнают правил ролевой игры «Время знаю, всюду поспеваю».

Индивидуальная – определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; работают с разрезными карточками

 

 

Раздел 2. Окружающий мир и его изучение (8 часов)

 

 

14

Признаки предметов

(решение частных задач).

Учебник, с. 56–57;

Рабочая тетрадь,

с. 14, задания 1, 2

Фронтальная – слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; определяют, какой предмет спрятан (или загадан) в «волшебном мешочке».

Индивидуальная – учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки

 

 

15

Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы

(решение частных задач).

Учебник, с. 58–61;

рабочая  тетрадь,

с. 15, задания 3, 4, 5

Фронтальная – учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

16

Органы чувств – верные помощники в познании мира

(освоение нового материала).

Учебник,с. 62–64;

рабочая тетрадь,с. 16, задания 6, 7

Фронтальная – учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач.

Индивидуальная – работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); работают с разрезными карточками

 

17

Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты (освоение нового материала).

Учебник,с. 65–67

Фронтальная – рассказывают, что они наблюдали во время воскресной прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике.

Индивидуальная – учатся различать природные объекты и изделия человека

 

 

2 четв.

18

Способы изучения окружающего мира (решение частных задач).

Учебник, с. 68–69

Практич. работа «Сбор информации о предметах с помощью органов чувств»

Фронтальная – учатся ставить (вместе
с учителем) познавательные задачи; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт.

Индивидуальная – учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; работают с разрезными карточками

 

 

19

Живая и неживая природа. Свойства живых существ

(освоение нового материала).

Учебник,с. 70–72;рабочая тетрадь,

с. 17–18, задания 8–10

Фронтальная – высказывают свои предположения о свойствах живого существа
и аргументируют их; учатся составлять рас-сказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых
в них событий.

Индивидуальная – разгадывают загадки, находят предметы
на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека)

 

 

20

Обобщающий урок

«Как изучают окружающий мир»

(обобщение и систематизация знаний).

Учебник,с. 55–72;рабочая тетрадь,

с. 19, задание 11

Фронтальная – проверяют свои знания
и умения; учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые на фотографиях и рисунках)

 

 

21

Экскурсия (на пришкольный участок, ближайший сквер)

(обобщение и систематизация знаний)

Фронтальная – наблюдают, рассматривают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка.

Индивидуальная – собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения

 

 

22

Многообразие растений. Условия их жизни (постановка учебной задачи, поиск ее решения). Учебник,с. 73–75;

рабочая тетрадь,с. 20, задание 1

Фронтальная – анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

 

23

Строение растений (освоение нового материала).

Учебник,с. 76–77;

рабочая тетрадь, с. 21, задания 2, 3.

Фронтальная – анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением.

Индивидуальная – учатся добывать ин-формацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений)

 

24

Какими бывают растения. Дерево, его строение (решение частных задач).

Учебник,с. 78–79;

рабочая тетрадь, с. 22,

задания 4, 5, с. 23, задание 6

Фронтальная – рассказывают о своих наблюдениях растений
на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить и проверяют свои ответы.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, моделируют дерево

 

25

Кустарники и травы, их отличие от деревьев (освоение нового материала).

Учебник, с. 80–82;

рабочая тетрадь,

с. 24–25, задания 7–10

 

Фронтальная – анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания.

Индивидуальная – сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их от-личительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать

 

26

Лиственные деревья, разнообразие их листьев (освоение нового материала).

Учебник,с. 83–85;

рабочая тетрадь, с. 26, задания 11–13, с. 30, задание 19

Фронтальная – анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада

Индивидуальная – наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья.

 

27

Хвойные деревья, их разнообразие (освоение нового материала). Учебник, с. 86– 88; рабочая тетрадь, с. 27, 28, задания 14–17

Фронтальная – обобщают полученные знания и проверяют свои выводы.

Индивидуальная – рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья

 

28

Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды

(освоение нового материала).

Учебник,с. 89–92;

рабочая тетрадь, с. 32, 33, задания 21–23

Фронтальная – обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями.

Индивидуальная – из-влекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; работают с разрезными карточками

 

29

Обобщение по теме «Разнообразие

растений» (обобщение и систематизация знаний). Учебник,с. 73–92;

рабочая тетрадь, с. 29, задание 18,

с. 31, задание 20, с. 34, 35,

задания 24–26

 

Фронтальная – отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради

 

30

Удивительные растения мира. Экскурсия в оранжерею (ботанический сад) (освоение нового материала). Учебник,

с. 93–95, второй абзац

Фронтальная – обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью;

Индивидуальная – актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России

 

31

Что мы уз-нали об ок-ружающем мире (обобщение и систематизация знаний). Рабочая тетрадь, с. 36–40, задания 1–10

Фронтальная – оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы.

Индивидуальная – выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками

 

32

Культурные растения (освоение нового материала). Учебник (ч. 2),

с. 3–5; рабочая тетрадь (ч. 2),

с. 3, задания 1, 2, 3

Фронтальная – обсуждают значение культурных растений в жизни человека; анализируют рисунки.

Индивидуальная – выявляют существенные признаки культурных растений; работают с разрезными карточками

 

33

Растения сада и огорода (освоение нового материала).

Учебник, с. 5, 6, 7; рабочая тетрадь, с. 4, 5, задания 4–7

Фронтальная – анализируют рисунки, описывают плоды разных растений.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду)

 

34

Растения поля. Зерновые культуры (освоение нового материала).

Учебник, с. 8–11 рабочая тетрадь, с. 6, задания 8, 9, 10

Фронтальная – обсуждают значение хлеба в жизни человека необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду.

Индивидуальная – работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; организуют выставку «Это всё сделано из растений»

 

 35

Декоративные растения. Комнатные растения (решение частных задач).

Учебник, с. 12–14;рабочая тетрадь, с. 7, задания 11, 12.

Фронтальная – актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями.

Индивидуальная – наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями

 

Практическая работа «Зарисовка растений, моделирование их строения»

 

36

Обобщающий урок «Что мы узнали о растениях»

(обобщение и систематизация зна ний).Рабочая тетрадь, с. 8–9, задания 1–4

Фронтальная – обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении.

Индивидуальная – выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях

 

Раздел 4. Разнообразие грибов (3 часа)

 

37

Грибы, их многообразие (освоение нового материала).

Учебник,с. 15–18;

рабочая тетрадь, с. 11,задание 3

Фронтальная – дополняют выводы, данные в учебнике.

Индивидуальная – наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы по возможности), находят их сходства и различия; работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы

 

38

Съедобные и ядовитые грибы (освое ние нового материала).

Учебник,с. 19–21; рабочая тетрадь, с. 10, 11, задания 1, 2, 5

Фронтальная – находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; об-суждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради

 

39

Удивительные грибы (другие виды грибов) (решение частных задач).

Учебник, с. 22–23;

рабочая тетрадь, с. 11, задание 4

Фронтальная – наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека.

Индивидуальная – лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику

 

 Раздел 5. Разнообразие животных (16 часов)

 

 

40

Животные, их разнообразие

(освоение нового материала).

Учебник, с. 25–29;

рабочая тетрадь, с. 12, задание 1

Фронтальная – анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрацию, приводят примеры животных.

Индивидуальная – размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных
по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним

 

41

Млекопитающие, их многообразие (освоение нового материала).

Учебник, с. 30–33;

рабочая тетрадь, с. 13,

задания 2–4

Фронтальная – рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу; находят признак, который является главным для млекопитающих; рассуждают
о правилах правильного поведения с дикими животными.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам

 

42

Птицы, их многообразие (освоение нового материала).

Учебник,с. 34–37;

рабочая тетрадь,

с. 14–15, задания 5–7

Фронтальная – рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих.

Индивидуальная – учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают об-раз жизни птиц,
их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по желанию)

 

43

Размножение птиц

(освоение нового материала).

Учебник, с. 38–39; рабочая тетрадь, с. 16, задание 8

Фронтальная – выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц. Индивидуальная – наблюдают, работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют по выбору гнездо птицы (по желанию)

 

44

Удивительные птицы

(решение частных задач).

Учебник,с. 40–43;

рабочая тетрадь, с. 16–17,

задания 9, 10

Фронтальная – собирают информацию
о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; узнают птиц по описанию и голосам.

Индивидуальная – анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради); предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в тёплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой

 

45

Насекомые, их многообразие (освоение нового материала). Учебник, с. 44– 45; рабочая тетрадь, с.18– 19, задания 11–13

Фронтальная – разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насе­комое по выбору (по желанию)

 

46

Общественные насекомые (освоение нового материала). Учебник, с. 46– 48; рабочая тетрадь, с. 20, задание 14

Фронтальная – рассказывают о своих наблюдениях жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста.

Индивидуальная – ос-ваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными карточками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении

 

 47

Жуки и бабочки (освоение нового материала). Учебник, с. 49– 51; рабочая тетрадь,с. 21– 22,

задания 15–17

Фронтальная – составляют правила поведения в природе.

Индивидуальная – Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; работают с разрезными карточками

 

48

Жуки и бабочки

(решение частныхзадач). Учебник, с. 49– 51; рабочая тетрадь,с. 22–23, задания 18–19, тест

Фронтальная – составляют рассказ по картинкам.

Индивидуальная – выполняют тест в рабочей тетради

 

49

Рыбы, их многообразие (освоение нового материала).

Учебник, с. 52, 54;

рабочая тетрадь, с. 24,

задания 21, 22

Фронтальная – выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради

 

50

Аквариумные рыбы

(освоение нового материала).

Учебник, с. 53, 55;

рабочая тетрадь, с. 24, задание 20

Фронтальная – узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб; работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению.

Индивидуальная моделируют строение тела рыбы; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках

 

51

Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие

(освоение нового материала).

Учебник,с. 56–58;

рабочая тетрадь, с. 25,

26, задания 23–25

Фронтальная – читают текст, рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделяют их основные признаки, отличающие их от других животных 4 рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для природы и человека.

Индивидуальная – сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; проводят наблюдения (при наличии этих животных в живом уголке школы) или вспоминают свои наблюдения в природе

 

 52

Древние пресмыкающиеся (решение час-тных задач). Учебник, с. 59; рабочая тетрадь,

с. 27–28, тест, задания 26–28

Фронтальная слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания «открытые» ими при изучении разных групп животных.

Индивидуальная выполняют тест в рабочей тетради

 

53

Домашние животные, их значение в жизни человека (освоение нового материала).

Учебник,с. 60–63;

рабочая тетрадь, с. 29,

Фронтальная – рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них. Индивидуальная – работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких

 

54

Домашние питомцы

(освоение нового материала).

Учебник,с. 64–66;

рабочая тетрадь, с. 30,

задания 32,33

Фронтальная – наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

55

Обобщение по теме «Что мы узнали о животных» (обобщение
и систематизация знаний).

Учебник,с. 67–68;

рабочая тетрадь, с. 31,

задание 34,с. 34–35, задания 1–8

Фронтальная – выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради.

Индивидуальная работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы

 

56

Экскурсия в зоопарк

(дельфинарий, палеонтологический музей) (решение частных задач).

Учебник,с. 69–73

Фронтальная – наблюдают жизнь животных в условиях, приближенных к естественным для их жизнеобеспечения, но с проявлением заботы человека об их благополучии, знакомятся с работой служащих зоопарка.

Индивидуальная собирают информацию о животном, выбранном для сообщения

 

57

Красная книга растений и животных

(решение частных задач).

Учебник,с. 74–77, форзацы учебников (ч. 1, 2);

рабочая тетрадь, с. 32,33, задания 35–38

Фронтальная – актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают тексты, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в диалоговой форме; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

58

Дерево в жизни человека

(освоение нового материала).

Учебник, с. 80–81;

рабочая тетрадь, с. 38, задание 1

Фронтальная – обсуждают значение деревьев в природе
и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и как их сохранять; разрешают нравственную коллизию, какое дерево важнее живое или срубленное, анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихотворения (в рабочей тетради), отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования.

Индивидуальная –наблюдают деревья школьного двора (как к ним относятся ученики школы)

 

Раздел 6. Творение людей вокруг нас (8 часов)

 

 

59

Народное творчество.Экскурсия в Выборгский краеведческий музей

(решение частных задач).

Учебник, с. 82–83;рабочая тетрадь, с. 39,задание 2

Фронтальная – знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров.

Индивидуальная – пробуют создать своё изделие (по желанию)

 

60

Национальные традиции в изделиях разных народов. Экскурсия в краеведческий музей (решение частных задач).

Учебник, с. 84–85

Фронтальная – знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном крае); рассуждают о важности уважительного отношения
к традициям разных народов.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

61

Мир увлечений людей. Коллекционирование (освоение нового материала).

Учебник,с. 86–87

Фронтальная – рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции.

Индивидуальная – работают с разрезными карточками

 

 

62

Среда обитаниянаш

общий дом. Твой дом и двор

(освоение нового материала).

Учебник,с. 88–89

Фронтальная – рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора.

Индивидуальная – проводят посадку клумбы в школьном дворе, саженцев кустарников или деревьев

 

 

63

Комплексная контрольная работа по теме «Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в первом классе».

 

 

64

Родной город (село, край), его памятные места. Экскурсия
по родному городу, селу (решение частных задач).Учебник, с. 90–92

Фронтальная – наблюдают достопримечательности родного края.

Индивидуальная – приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию)

 

 

65

Памятники культуры (решение частных задач).

Учебник, с. 93–95;

рабочая тетрадь, с. 39, задание 3

Фронтальная – учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам.

Индивидуальная – восхищаются творениями великих зодчих России

 

 

66

Итоговый урок «Что мы узнали об окружающем мире, чему  научились в 1 классе»

(обобщение и систематизация знаний).

Рабочая тетрадь, с. 36–37, 40

Фронтальная – анализируют результаты своей учёбы в 1 классе.

Индивидуальная – выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её

 

 
                         

 

8. Учебно-методическое и Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

1.  Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Часть 1 и 2. - Смо­ленск: Ассоциация XXI век, 2011.

2.  Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради №1 и №2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Для учителя:

1.   Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

2.  Поглазова О.Т. Программы для 1-4 классов. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Печатные и другие пособия

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведче­ского, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием, в классе желательно иметь:

-   таблицы (строение растения, организм человека);

-   иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

-   модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

-   муляжи грибов, фруктов и овощей;

-    макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

-   разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоско­стные или объёмные модели молекул;

-   гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

-    предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов род­ного края);

-   живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, живот­ных, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

демонстрационный экземпляр микроскопа;

комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

демонстрационный экземпляр флюгера;

-     демонстрационный экземпляр барометра;

-     демонстрационный экземпляр бинокля;

-     демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметалли­ческого, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пласти­лин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

Последнее обновление 25.12.13 20:48