Адресаты любовной лирики.

 

Внеклассное мероприятие, посвящённое 200 – летию со дня рождения М. Ю Лермонтова.

Адресаты любовной лирики.

Пять этюдов о любви.

Цели:

Познавательная -  Знакомство учащихся с интересными фактами личной жизни М. Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта.

Развивающая - Умение выразительно читать, грамотно говорить.

Воспитательная – Развитие эстетического отношения к лирике М. Ю. Лермонтова.

                             Привитие интереса к жизни и творчеству  поэта.

Учитель: О Лермонтове сказано много, о Лермонтове можно говорить бесконечно. Сегодня,   дорогие ребята, в преддверии 200 – летия со дня рождения  М. Ю Лермонтова, мы будем  говорить только о любви. О любви искренней, возвышенной, о Любви с большой буквы.

( Слайд  с музами русских поэтов)

Учитель:  Вот они, юные и прекрасные девы, вечные спутницы вечных поэтов земли, всегда рядом, иногда и чуть впереди ведут своих избранников сквозь грохот и лязг жизни: суровый Данте и молоденькая, почти дитя, нежная Беатриче, Пушкин и Наталья Николаевна, Александр Блок и Любовь Дмитриевна. Они могут быть умными и не очень, не всегда красивыми, но всегда незаменимыми. Наверное, потому так много в поэзии ангелов,  и муз, и сирен. Они, эти земные спутницы и подруги, были для них и ангелами, и музами, были не украшением жизни, а жизнью и жарким пламенем, и высокой, холодной звездой.

И как нет человека без тени, так нет поэта без его избранницы.

( Выходит Лермонтов)

Лермонтов:   Я не могу любовь определить,

                       Но эта страсть сильнейшая  - любить

                         Необходима мне, и я любил

                       Всем напряжением душевных сил.

( Появляются журналист и студентка, садятся на скамеечку, ведут беседу)

Студентка: Нет, не соглашусь с Вами и не могу представить Лермонтова поэтом   любви.  Ну, три – четыре стихотворения, скажем, « Расстались мы, но твой портрет», « Нет, не тебя так пылко я люблю». Их ещё можно отнести к разряду любовных, а остальные?

Всё больше о страданиях, о людской неблагодарности, хотя и начинаются как будто бы с упоминания о любовных чувствах.

Журналист: Смею не согласиться с Вами, уважаемая. Любовные мотивы в лирике Лермонтова выражены очень своеобразно – и в этом заключается их особенная прелесть.  Знаете ли Вы, что  Лермонтов сам испытал, причём неоднократно, мучения любви. Странно, но любовная тематика у Лермонтова, к сожалению, воспринимается вами, нынешней молодёжью, « отстранённо», как что – то условное, а зря. Я думаю, что этюды о любви помогут убедиться в том, что святое чувство не было чуждо поэту и что     « любовь была необходима ему, и он любил всем напряжением душевных сил». Обратимся к самым ярким музам поэта.

Этюд первый: Первая любовь

( Слайды с видами Кавказа)

Юный Лермонтов: Кто мне поверит, что я знал уже  любовь, имея десять лет от роду?  Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама  с дочерью, девочкой лет девяти. Я её видел там. Я не помню, хороша собою она была или нет. Но её образ и теперь хранится в голове моей. Он мне любезен, сам не зная почему. Это была страсть, сильная, хотя ребяческая. Это была истинная любовь. С тех пор я ещё не любил так.  Горы Кавказские для меня священны… И так рано, в десять лет!

Журналист: Ну что, каков Лермонтов?

Студентка ( многозначительно): Да…

Журналист: Обратимся к следующему этюду о любви. Этюд второй:  Лермонтов и Лопухина. История любви.

( Слайд)

( Появляются дамы, господа.)

Ведущий: Огромный зал Дворянского собрания в Москве сиял огнями люстр и канделябров, блеском мраморных колонн, глазами и нарядами барышень, ещё совсем юных, и их кавалеров, по преимуществу студентов.

 ( Отделяется группа студентов)

1 –й студент:  Лермонтов!

2 – й:   Он не хочет нас знать!

3 –й:   В окружении столь прелестных дам каждый из нас загордился бы.

1 – й:   Бог ему судья.

2 –й:   Посмотри, он не красив, и не ловок, но играет роль денди.

3 –й:   Ещё лучше сказать, роль сатира среди нимф.

 

( Звучит музыка. Пары танцую вальс. Лермонтов остался с девушкой , к которой подходили кавалеры, но она отказывала им, ожидая приглашения поэта)

Лермонтов: Варвара Александровна!  (Грозит ей пальцем)

Лопухина: Что, Мишель? (улыбаясь)

Лермонтов: Если не хотите танцевать, идёмте.

Лопухина: Я думала, я буду танцевать с вами, Мишель!

Лермонтов: Да, знаю, и потому у меня, наверное, отпала охота танцевать. Чужой воле я не поддаюсь, если даже желания наши совпадают. Таков уж мой характер.

Лопухина: Мишель, а разве вы не танцевали с Сушковой или Ивановой, когда ими увлекались?

Лермонтов: Да, танцы – это игра. Увлечение – тоже. Но кто вам сказал, что я ныне вами увлекаюсь?

Лопухина: А стихи? И стихи  - игра?

Лермонтов: О нет!  В стихах я весь.  (Читает, глядя в сторону)

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

(Лопухина вздрагивает, смотрит на него и смеётся. Он продолжает, лукаво улыбаясь)

И стан её не стан богини,

И грудь волною не встаёт.

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признаёт.

(Лопухина хочет убежать, но Лермонтов удерживает её, продолжая)

Однако все  твои движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной красоты.

Но голос душу проникает,

Как воспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

(Уходит. Ведущий останавливает его)

Журналист: Что же ты бежишь от неё? ( Показывает на Вареньку)

Лермонтов: Чтобы не броситься ей на шею.

 (Расходятся. Варенька садится за стол. Горит свеча. У неё в руке письмо.)

Ведущий. Будучи студентом, Лермонтов был влюблён в умную, милую Вареньку Лопухину, сестру близкого друга Алексея Лопухина. Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая. Он был к ней бережен, что совсем не отличало его в отношениях с другими женщинами. С Варенькой он был нежен, ей посвятил множество стихотворений, но никогда не называл её по имени.

(Варенька читает письмо. Начинает она, голос Лермонтова вторит ей)

Варенька: Но разве я любить

Лермонтов: Но разве я любить

Варенька: Тебя переставал

Лермонтов: Тебя переставал

Варенька: Безумцев молодых окружена

Лермонтов: Безумцев молодых окружена

Вареника: Тогда одной своей лишь красотою

Тогда одной своей лишь красотою

Лермонтов: Варенька: Ты привлекала взоры их одна?

Лермонтов: Ты привлекала взоры их одна? Я издали смотрел, почти желая, чтоб для других твой блеск исчез.

Варенька: Ты для меня была,

Лермонтов: Как счастье рая для Демона, изгнанника небес.

Ведущий: Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.

Этот брак был ненавистен ему, в его произведениях отразилась вся эта ненависть, но Лермонтов тщательно прятал посвящения ей.

Лермонтов:

Я не хочу , чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть:

Как я любил,

За что страдал;

Тому судья лишь Бог да совесть.

Ведущий: Даже в стихах поэт молит Пречистую Деву, « заступницу мира холодного», за деву невинную.

Лермонтов: Окружи счастием душу достойную,

        Дай ей сопутников, полных внимания,

        Молодость светлую, старость покойную,

        Сердцу незлобному мир упования.

( Слайд со стихами, посвящёнными Лопухиной)

Студентка: (обращаясь к журналисту) Скажите, уважаемый журналист, а что связывает Лермонтова с Сушковой и Ивановой, чьи имена упомянула в разговоре с поэтом Варенька Лопухина?

Журналист: О, это не менее интересные истории.

 (Слайд Екатерина Сушкова)

Этюд третий: Екатерина Александровна Сушкова.

  ( Появляется Екатерина Сушкова, останавливается у стенда с книгами)

Сушкова: Мы познакомились с Лермонтовым в Москве, в доме родственницы Верещагиной в 1830 году. Михаилу тогда было 15 лет. Он посвятил мне 11 стихотворений,  которые впоследствии назовут « сушковским циклом».

 (Слайд  с перечнем стихов, посвящённых Е. Сушковой)

Не скрою, я искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха меня не привлекал: слишком юн. Я любила подсмеиваться над Мишелем, а он спорил со мной до слёз, доказывая свою правоту.

Журналист: (обращаясь к Сушковой) Но как Вы могли смеяться над ним, ведь сколько стихов он посвятил именно Вам, моля Вашей любви.

Сушкова: Да, всё было так, как вчера. Прогуливаясь с компанией молодых людей, мы подошли к Троице – Сергиевой лавре.

             ( Слайд)

(Сушкова берёт с полки книгу, читает)

« На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднёс нам свою деревянную чашечку, все мы надовали ему мелких монет.  Бедняк крестился, желал нам счастья, жаловался, что намедни тоже были молодые господа, но смеялись над ним, положив в чашку камушков»

Помолясь святым угодникам, мы возвратились домой, суетясь около стола в нетерпеливом ожидании обеда.

Лермонтов же стоял на камнях перед стулом, карандаш его бегал по клочку серой бумаги… Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел против меня на стул и передал мне нововышедшие из – под его карандаша стихи.

 (Лермонтов ,  став недалеко от Сушковой)

Лермонтов ( с листком и карандашом в руке. Читает)

 

                 Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

 

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто – то камень положил

 В его протянутую руку.

 

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

 

Студентка ( журналисту): Так чем же закончилась эта история любви? Почему Лермонтов не добивался Сушковой?

Журналист: Что Вы! Лермонтов добился от Екатерины Александровны признания в любви. Но она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова. Желая доказать другу, насколько легкомысленный его выбор, Лермонтов затеял интригу против Сушковой и расстроил намечающееся сватовство.

Сушкова: А я, не понимая игры Лермонтова, действительно в него влюбилась. К сожалению, Мишель забавлялся тем, что сводил с ума женщин с целью потом их покидать и оставлять в тщетном ожидании. Он старался доказать самому себе, что женщины могут его любить, несмотря на малый рост и некрасивую наружность.  В этом он был весь.

Студентка: Да, Лермонтов был, действительно, загадочной натурой. А что же Иванова, ведь её имя тоже упоминала Варенька Лопухина.

Журналист: Не торопите события.

 Этюд четвёртый: Иванова Наталия Фёдоровна . ( Слайд) Об отношениях Ивановой и Лермонтова как нельзя лучше могут рассказать современники поэта.

 ( Выходят молодые люди)

(1) Современник Лермонтова:

В 1830 году в Москве Лермонтов знакомится с дочерью драматурга Ф. Ф. Иванова Натальей. В начале знакомства Михаил был ободрён её приязнью и вниманием, но вскоре заметил непонимание и холодность. К сожалению, в отношениях произошёл разрыв, придавший многим юношеским стихам поэта мрачный характер.

            (Звучит романс на стихи М. Ю. Лермонтова)

(2) Современник: Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

(Звучит романс)

Студентка (обращаясь к журналисту): Послушайте,

Журналист : (Перебивая её): Извините, что перебиваю Вас, но я вижу известного писателя К. Г. Паустовского. Об отношениях Лермонтова с княгиней Щербатовой он превосходно поведал читателям в повести « Разливы рек».

 (Слайд Княгиня Щербатова)

Этюд 5. Княгиня Щербатова.

Паустовский (взяв книгу с полки, перелистывает её, читает)

Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную.

Весна выдалась не погожая. Разливы задержали Лермонтова.

Кто – то новый приехал в гостиницу. Лермонтов встал с койки и подошёл к окну.

Лермонтов: Мария Щербатова? Откуда она здесь?

 Мы недавно расстались с ней в Петербурге, она ничего не говорила мне о поездке. Ах, да. Ведь этот городок лежит по пути на её Украину. Она, наверное, едет туда.

(Ходит, волнуясь)

Паустовский (Продолжая читать): Любила ли она его? Он не знал. Вообще он не знал, любил ли его по – настоящему хоть кто – нибудь в жизни. Все привязанности кончались обманом.

Лермонтов: Наталья Иванова променяла меня на проворовавшегося офицера, Лопухина вышла замуж за богача.

Щербатова (Паустовскому): Неужели Михаил Юрьевич здесь?

Паустовский: Ещё там, в Петербурге, узнав о ссылке Лермонтова, Щербатова решила тотчас уехать к себе на Украину. Но в глубине души ещё жила надежда.

Щербатова: Может быть, встречу его, догоню по пути. И вот сбылось. Лермонтов здесь.

 

Паустовский: Но встреча, как это часто бывает, получилась совсем не такой, как ожидала Щербатова.

Щербатова – Лермонтову (прикасаясь к руке Лермонтова):

Я догадываюсь обо всём, что вы можете думать обо мне. Но я не такая. Я выросла среди простонародья. Опять у вас тоска! Я не знаю, что делать, чтобы её не было.

Лермонтов: Вы не виноваты. Мне грустно оттого, что я Вас люблю. И знаю, что за этот лёгкий день Вам придётся дорого рассчитаться. Мы ни от кого не скроемся.

Щербатова: Вы так просто сказали то, что я не решаюсь сказать сама.

(Лермонтов и Щербатова обнялись)

Паустовский: И опять всё случилось не так, как она думала. Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв, а только разрывающая сердце нежность.

Щербатова (в отчаянии) Если бы можно было остановить медленный ход ночи над этим глухим уголком России! Остановить, чтобы никогда не наступал завтрашний день.

Ведущий: Красивая, образованная Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова. Она восхищалась его « Демоном», испытывала серьёзное чувство к поэту. Лермонтов тоже выделял Марию Алексеевну среди дам светского общества, восхищался ею, посвящал ей стихи.

Чтец:

М. А. Щербатовой

 

На светские цепи,

На блеск утомительный бала

Цветущие степи

Украйны она променяла,

 

Но юга родного

На ней сохранилась примета

Среди ледяного,

Среди беспощадного света.

 

Как ночи Украйны,

В мерцании звёзд незакатных,

Исполнены тайны

Слова её уст ароматных,

 

Прозрачны и сини,

Как небо тех стран, её глазки,

 

Как ветер пустыни,

И нежат и жгут её ласки.

 

И зреющей сливы

Румянец на щёчках пушистых,

И солнца отливы

Играют в кудрях золотистых.

 

И, следуя строго

Печальной отчизны примеру,

В надежде на Бога

Хранит она детскую веру.

 

Как племя родное,

У чуждых опоры не просит

И в гордом покое

Насмешку и зло переносит.

 

От дерзкого взора

В ней страсти не вспыхнут пожаром,

Полюбит не скоро,

Зато не разлюбит уж даром.

 

Паустовский: Образ Марии Щербатовой привиделся Лермонтову и после дуэли. Кавказ сотрясался от раскатов грома. Лермонтов упал. Тотчас, вся в летнем прозрачном солнце, склонилась над ним Мария Щербатова, и он сказал ей:

Лермонтов: (голос) Не плачьте. Я видел смерть. Значит, я буду жить вечно. На мне они не отыграются.

Журналист: Да,

Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни лебединой!

 

Эти строки принадлежат русской поэтессе, графине Евдокии Петровне Ростопчиной, которая посвятила Лермонтову стихотворение « На дорогу»

    (Слайд Е. П. Ростопчина)

Юный Лермонтов увлекался графиней, однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в 1841 году.

Уезжая на Кавказ, поэт подарил Ростопчиной альбом со стихами.

Студентка: Как хорошо, что в жизни Лермонтова было столько интересных женщин, а не было страшной Невстречи. Как хорошо, что состоялось столько пересечений судеб, а не было непересечения орбит.

Журналист: Не верьте тем, кто может прожить без любви, без страданий.

    И мы видим, что Лермонтов тому не исключение.

( Все участники выходят на сцену)

Лермонтов:

Я не могу любовь

Определить, но эта страсть сильнейшая, -

    Любить

 Необходима мне, и я любил

Всем напряжением душевных сил.